Добавлена новая вакансия Vacancy_name
Назад

Комсомолец Голованов

Дата публикации: 17 марта 2021

(Продолжение https://msrabota.ru/info/interv-yu-nedeli/v-armiyu-so-svoim-samoletom)

Заседание комсомольской ячейки в Нижегородской организации «Лесзаготконтора» проходило бурно. Шёл 1923 год. Рассматривали вопрос об организации обучения рабочей молодёжи. Как положено, в конце собрания заявления о приёме в комсомол. С такой просьбой обратился Александр Голованов. Работает недавно, но уже успел себя проявить.

- Надёжный парень, честный человек, спортсмен - с мест выкрикивали молодые люди.

- А как ты в Красную армию попал, когда тебе всего 15 лет было? – поинтересовался секретарь ячейки.

- Добавил три года, вот и взяли, я же метр девяносто ростом и на здоровье не жаловался.

- А в армии – то небось, в обозе в таком возрасте служил? – съязвили из зала.

- Почему в обозе? Разведчиком был в 59-ом стрелковом полку на Южном, затем на Восточном фронтах. Принимал участие в боях под Обоянью, под Курском и других местах. Демобилизован в 1920 году после ранения, - спокойно и с достоинством произнёс Голованов.

Притихли комсомольцы. Ничего себе! Боевой парень, такие нужны. А Александр продолжал:

- После излечения попросили поработать в Центральном управлении снабжения (ЦУС) Красной армии и флота. В военно – санитарном подразделении. Потом перевели в «Центропечать» агентом. Занимался снабжением нашей армии газетами, книгами, даже граммофонные записи отправлял в воинские части. И с речью Ленина на съезде комсомола была пластинка.

- И что ты понял из этой речи?

- Учиться надо.

- А где сейчас проживаешь? Ты ведь в Москве учился в кадетском корпусе?

- Действительно учился, закончил два курса. Мать моя там проживает. А сейчас вернулся в родной город. Живу у отца в доме № 3 на углу Мининской улицы и 17- ой линии (ныне перекрёсток ул. Тверской и Невзоровых).

- Да чего тут обсуждать, наш человек, принимаем!

Никто из участников собрания и не представлял тогда, что приняли в организацию будущего Главного маршала авиации СССР! Он был единственным воспитанником Нижегородского комсомола, и всей земли Нижегородской, достигшим таких высот в воинской службе! Главным маршалом стал в возрасте 39 лет. Рекорд! Командовал Авиацией дальнего действия (АДД). К концу войны в его подчинении было более ста тысяч человек, более пяти тысяч самолётов насчитывалось в АДД! В неё входил и гражданский воздушный флот и воздушно-десантные войска. Сила, мощь и колоссальная ответственность!

Через десять лет после этого собрания в 1933 году Александр станет лётчиком, закончив школу ОСАВИАХИМа. Лётчиком – миллионером, о котором будут писать в газетах Советского Союза, портреты которого напечатают на обложке журнала «Огонёк». Он налетает более миллиона километров. Шеф-пилот Аэрофлота!

Ещё через десять лет в 1943 он уже командующий Авиацией дальнего действия, непосредственно подчинённый Верховному Главнокомандующему. Маршал авиации, чуть позже Главный маршал авиации, на груди которого ордена Ленина, Суворова I - й первой степени и многие другие награды.

Он был летающий маршал. За штурвал бомбардировщика садился и в 1941 и в 1945. Помнил комсомольский девиз «Личным примером». В его книге «Дальняя бомбардировочная…» можно прочитать, что вспоминал он свою работу в Нижегородском горкоме комсомола в трудные ответственные моменты войны. Что – то питало его из того времени, давало силы находить правильное решение. 

Первый боевой вылет в Великую Отечественную совершил 24 июня. Поступил приказ уничтожить понтонный мост, возводимый фашистами через Березину. Командир полка подполковник Голованов полетел во главе эскадрильи. Бомбардировщики шли без прикрытия истребителей. Цель найдена. Взял боевой курс на мост. Зенитная артиллерия противника открыла ураганный огонь. Все девять самолётов, маневрируя, успешно отбомбились. Мост был разрушен. Один из наших самолётов был сбит. После разворота, увидели звено немецких истребителей. Выстроились. Приняли бой. Сбили одного стервятника. Остальные ушли. После посадки на аэродроме в Ельне, в машине командира насчитали более пятидесяти пробоин! 

Однако вернёмся на комсомольское собрание 1923 года. Сашу в комсомол приняли. И сразу дали поручение – идти учиться. Человеком он был грамотным, учился в кадетском корпусе, но среднего образования не имел. Вот и направили его в школу для взрослых повышенного типа им. Я.М. Свердлова. Находилась она на углу ул. Ошарской и Чернопрудненского переулка.

Буквально вчера в мои руки попала папка - старый советский скоросшиватель с бесценными заботливо подшитыми материалами внутри. Сам не поверил, что в папке воспоминания заведующего школой Сергея Николаевича Липина! Не только тексты на пожелтевшей от времени бумаге, но и фотографии, в том числе и Александра Голованова. Две фотографии выкладываю. На одной участники культпохода, на ней Голованов слева с мандолиной в руках. На второй Александр Евгеньевич на встрече с выпускниками и преподавателями школы, состоявшейся 23 декабря 1972 года в зале ресторане «Волга», произносит тост «За учителей!»

Поразительно, что Главный маршал авиации приехал в родной город Горький в простом костюме, а не в мундире с орденами. Чтобы не давить на участников встречи. Деликатный был человек и скромный. Как написал С.Н. Липин: «Общаться с ним было очень просто и приятно. Он выступал несколько раз. Поразил своей памятью. С теплотой говорил об учителях».

О найденных материалах постараюсь написать отдельно. А то длинноватые получаются посты. Сложно читать. 

В школе подтянул Александр свой образовательный уровень до среднего. Играл в волейбольной и футбольной командах школы, занимался в музыкально кружке. Лидером был во многих начинаниях, как и положено комсомольцу. Школу закончил. О чём свидетельствует запись в журнале - «Выпущен».

В судьбе Голованова ВЛКСМ сыграл важную роль, в 1924 году его рекомендовали для работы в органах ГПУ, а губком партии выдал направление. Комсомольскую рекомендацию он оправдал. Было для этого всё необходимое – здоровье, идейная убеждённость, смелость, честность и стремление сделать жизнь людей лучше. Боролся с саботажем, помогал беспризорным детям, поддерживал порядок. Прошёл все этапы оперативной работы, вырос до начальника отделения. Принимал участие во многих операциях, в ходе которых проявил свои лучшие качества - быстро принимать решения, находить оптимальные варианты.

Генерал-майор в отставке В.Н. Ильин, проработавший в органах госбезопасности много лет, вспоминал: «В середине двадцатых годов в кавалерийский полк особого назначения при Коллегии ОГПУ, где я служил политруком, пришёл новый уполномоченный особого отдела … С людьми был неизменно корректен, вел себя подчёркнуто скромно. Лошадь ему подобрали с трудом – был он очень высок и длинноног. На полковых соревнования весьма отличился – имел опыт кавалерийский ещё со времён гражданской войны». 

В комсомоле Александр Голованов состоял до 1929 года, был активистом. Выполнял поручения в качестве пропагандиста, часто выступал перед молодёжью, учился работать с людьми. Много внимания уделял физической и специальной подготовке. Занимался мото - и автоспортом. Наилучших результатов добился в стрельбе. Стал чемпионом страны по стрельбе из пневматической винтовки. 

Другой наш именитый земляк Валерий Чкалов мечтал летать с детства. Александр Голованов, по его признанию, не только не мечтал об авиации, но даже и не думал о ней. Однако в начале тридцатых годов увлёкся авиацией. Случайно, но на всю оставшуюся жизнь. Совершив первый полёт на учебном самолёте, понял, что тут дело всей его жизни. Он писал, что летать был готов всегда и летать с наслаждением.

Во время войны маршала Г.К. Жукова из Сталинграда в Москву «подбрасывал». Фактически спас Георгия Константиновича. Полёт проходил в сложных погодных условиях, начиналось обледенение, терял самолёт управляемость. Как командующий АДД он держал в голове расположение всех аэродромов. Отмечают современники, что это был человек с феноменальной памятью. Сориентировался мгновенно, совершил манёвры и посадил самолёт на ближайший аэродром. Причём без поломок. Георгий Константинович выделил тогда командующему АДД служебный автомобиль «ЗИС», синего цвета, как небо. В знак благодарности.

Полёт в Тегеран в ноябре 1944 года на переговоры Сталина с Рузвельтом и Черчилем тоже наш земляк планировал. Правда, Сталин летел в самолёте, который пилотировал полковник В.Г. Грачёв. Голованов на втором. Если бы немецкая разведка что - то пронюхала, решила бы, что Верховный главнокомандующий в самолёте Голованова. Он бы вызвал огонь на себя. Перелёт прошёл успешно! 

(Продолжение всё же последует).

Благодарю за оказанную помощь Ольгу Сергеевну Краснову, Веру Владимировну Гринько, Бориса Евгеньевича Шахова, Елену Александровну Чижову, Нину Александровну Кустову. 

И ещё спасибо Вячеславу Зубатову, речнику и другу по «ВеКу» за оперативную архивную работу.

На фотографиях: уполномоченный ОГПУ Александр Голованов,

список выпускников школы для взрослых 1925год,

участники культпохода 1924 года,

А.Е. Голованов произносит тост на встрече выпускников и преподавателей школы.


 

Автор статьи; Нижегородец  - Суворов Геннадий Александрович

Поделиться: