Зимние сады в петербургских особняках
Совершенно особой и наиболее пышной формой интерьерного озеленения в старом Петербурге были зимние сады во дворцах, особняках и некоторых общественных зданиях. О них стоит рассказать особо.
В.С. Садовников. Помпейская галерея. Эрмитаж. 1855-57гг.
Не довольствуясь отдельными растительными украшениями жилых помещений, архитекторы стремились создать в четырех стенах своеобразные островки живой природы с прекрасной экзотической растительностью и особым микроклиматом.
И пусть эта растительность, составленная из чуждых друг другу видов - зачастую выходцев с разных континентов - была вовсе не похожа на естественную (разве что отдаленно напоминала некие условные "тропические заросли"); пусть микроклимат был иногда, с точки зрения людей, слишком "оранжерейным", с избытком тепла и влаги, - всё равно зимние сады под тусклым петербургским небом воспринимались как одно из высших проявлений комфорта, красоты и роскоши в быту.
Первые зимние сады в столице стали заводить вельможи екатерининского времени. Правда, у них были свои предшественники в Западной Европе, и притом весьма почтенного возраста. Сохранились сведения о первой попытке создать зимний сад, сделанной прославленным средневековым ученым-схоластом Альбертом Великим. Зимой 1240 года он принимал в Кельне голландского короля Вильгельма и угощал его в небольшом зале, полном цветущих кустарников. Вид растений, покрытых цветами в зимнее время, настолько поразил короля и его приближенных, что они заподозрили ученого в колдовстве и сношениях с нечистой силой. Действовать наперекор природе было в те времена небезопасно...
Но в 18 веке устройство зимних садов уже не грозило подобными неприятностями. Роскошный зимний сад площадью 500 квадратных саженей (более 2200 квадратных метров) был создан в 1791 году в Таврическом дворце. Архитектору И. Е. Старову пришлось преодолеть немалые трудности, чтобы перекрыть столь обширную площадь. В центре зала он установил ротонду о восьми колоннах, поддерживающую потолок, а также колонны и вдоль стен.
Сад был предназначен для пышного празднества, которое князь Г.А. Потемкин (тогдашний владелец дворца) устроил для Екатерины II в честь взятия Измаила. Описание этого чуда принадлежит перу Г.Р. Державина, который присутствовал на празднике. Вот его впечатления:
"С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов дерева, другие плодами обремененные. Под мирною тению их инде бархат стелется дерн зеленый, там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии".
А вот ещё цветистые детали из других описаний этого сада: "целые лесочки, а по окружавшим их решеткам вились душистые розы и жасмин"; "аллеи, обсаженные чужестранными деревьями, сросшимися между собой так густо, что и днём было довольно темно". К "натуре" были добавлены и затеи: всюду цветные лампады, "изображавшие яблоки, груши и виноградные гроздья", из них же сделаны дыни, арбузы, ананасы. Деревья были, кроме натуральных плодов, увешаны искусственными, изготовленными из драгоценностей.
Этот зимний сад, первый в Петербурге и по времени возникновения, и по размаху роскоши, просуществовал в Таврическом дворце более ста лет. Из подробного описания истории создания сада и всех превратностей его судьбы мы узнаем, что постепенно он терял былое величие, пока не был в 1905 году перестроен в зал заседаний для Государственной Думы.
В 19 веке зимние сады у состоятельных петербуржцев стали модой (тем более, что появились новые технические возможности для сплошного остекленения стен и перекрытий).Одно из руководств по внутренней отделке квартир и особняков советовало иметь в доме, наряду с "танцевальной залой в греческом вкусе, гостиной в новофранцузском, столовой в византийском", непременно также и "роскошный садовый зал в помпейском стиле".
В провинции старались не отстать от столицы, хотя "садовые залы" устраивали в более скромных формах. В.А. Соллогуб в повести "Сережа" пишет о размышлениях и хлопотах помещика, собирающегося жениться: "Для молодой жены нужны все утонченности роскоши: нужны диванная, чайная, а в особенности боскетная...Вскоре появилась и боскетная с ужасными растениями..." (оставим этот эпитет на совести хозяина, наверняка сожалевшего об истраченных средствах).
В распространении среди состоятельных петербуржцев моды на устройство зимних садов явно не обошлось без западных ветров, в том числе - из столицы мод. В эпоху Второй империи - время безудержного обогащения пришедшей к власти крупной буржуазии - в Париже один за другим появлялись роскошные особняки нуворишей с зимними садами. Один из таких садов описывает Э. Золя на нескольких страницах романа "Добыча". В этом саду, "где кипели пламенные соки тропиков", вокруг бассейна с "розовыми звездами кувшинок", с фонтаном, опоясанным высокими зелеными султанами циклантусов, - аллеи с грациозными пальмами и высокими индийскими бамбуками, колючими свечами абиссинских молочаев; в углах - "зеленые гроты, скрытые завесами лиан", "уголки девственного леса, воздвигавшие целые стены листвы, непроницаемую чащу стеблей"; причудливые цветы орхидей в висячих корзинах; длинные горизонтальные листья бананов, где свободно могли улечься двое влюбленных", и т.п.
По сравнению с этим буйством зелени зимние сады Петербурга, судя по дошедшим до нас описаниям и перечням растений, выглядели гораздо скромнее - и дело тут, наверное, совсем не в том, что столичная аристократия располагала меньшими средствами, чем парижские нувориши, а, без сомнения, в более строгом петербургском вкусе. Тем не менее и в зимних садах северной столицы росло немало редких видов, происходивших из субтропиков и тропиков. Не исключено, что именно благодаря этому в конце 19 века и позже во флору русской поэзии стали проникать неведомые раньше экзоты. Вот несколько примеров: у А.А. Фета "герой" одного из стихотворений - "рододендрон, пышный цвет оранжереи"; у В.Я. Брюсова встречаем "лопасти латаний на эмалевой стене" (1895; латания - один из родов семейства пальмовых); у К.Д. Бальмонта - "гроздья жадных орхидей" со стеблями "точно змеи"(1905).
Ухтомский К.А. Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны в Новом Эрмитаже. Акварель.
В проектировании и устройстве зимних садов принимали участие известные петербургские зодчие. Так, в 1827-30-х годах при устройстве в Зимнем дворце личных апартаментов императрицы Александры Федоровны (архитекторы К.Росси и О.Монферран) небольшой зимний сад был размещен в одной из комнат анфилады - цветочной.
Ещё три акварели К.А. Ухтомского "Малый Зимний сад императрицы Александры Федоровны" :
Позже, при реконструкции дворца, после пожара 1837 года В.П. Стасов создал зимний сад площадью 110 квадратных метров над Посольским подъездом, применив такие тех
нические новшества, как перекрытие стеклянным потолком и замена крупных растений в кадках с помощью домкрата.
Э. Гау. Зимний сад в Зимнем дворце
«Окруженный с трех сторон галереями, а с северной стороны залом Эрмитажа, висячий сад имел вид продолговатого четвероугольника, около 25 сажен длины и 12 сажен ширины, — писал историк Петербурга М. Пыляев. — В этом открытом саду росли со всех сторон ряды прекраснейших больших берез, а на дерновой поверхности были сделаны дорожки для прогулок, украшенные цветами... В северной части сада была устроена высокая оранжерея с галереей наверху. В саду содержалось множество животных: попугаев, обезьян, морских свинок, кроликов и других зверьков». Эрмитажный Висячий сад видно и сейчас из Павильонного зала.
А.И. Штакеншнейдер при постройке Мариинского дворца в 1843-45 гг. создал двухэтажный зимний сад, который стал одной из главных достопримечательностей дворца. В просторном помещении нижнего этажа росли пальмы, саговники и другие тропические растения, а в центре бил фонтан восьмиметровой высоты, брызги которого орошали мраморный мозаичный пол.
Был и еще один устроенный по типу бахчисарайского "фонтана слез": вода в неё переливалась тонкой струйкой, падая из одной раковины в другую. На галерее второго этажа было множество кустарников и цветов, тридцать широких мраморных вазонов с цветами украшали лестницу.
А.К.Саврасов. Древовидный папоротник из оранжереи великой княгини Марии Николаевны. 1854г. ГТГ
Сад был залит светом, льющимся из двадцати четырех окон и застекленного просвета в потолке. Зимнее тепло обеспечивалось паровым отоплением.
Фрейлина Анна Тютчева вспоминала о своей поездке к владелице Мариинского дворца великой княгине Марии Николаевне: "Я застала её в роскошном Зимнем саду, окруженной экзотическими растениями, фонтанами, водопадами и птицами, настоящим миражем весны среди январских морозов".
Зал бывшего зимнего сада в Мариинском дворце
В 1850-х годах Штакеншнейдер при перестройке Малого Эрмитажа расположил рядом с Павильонным залом двухэтажный зимний сад с фонтаном и балконами, как и в Мариинском дворце. Ни один из этих садов не сохранился, остались лишь их изображения. Когда Мариинский дворец приспосабливали для заседаний Государственного совета, зимним садом пришлось пожертвовать, и на его месте в 1906-1907гг. по проекту Л.Н. Бенуа был устроен большой зал заседаний. Так что ныне депутаты Санктпетербургского городского Законодательного собрания заседают там, где раньше был уголок экзотического леса с фонтаном.
Проект реконструкции дома Штакеншнейдера, 2008г.
Прекрасный зимний сад устроил Штакеншнейдер и в своем особняке , выходящем также на Мойку. Этот особняк на Миллионной улице, 10 тянулся через весь квартал и выходил своей южной стороной на Мойку (дом № 9). Купленный и перестроенный Штакеншнейдером в середине XIX века, дом состоял из лицевого корпуса, выходившего на Миллионную, в котором жил сам архитектор со своей семьей и размещалась его мастерская; нескольких многоэтажных флигелей, квартиры в которых сдавались внаем, и двух одноэтажных построек, выходивших на Мойку и сохранившихся до наших дней в неизменном виде. Подъезд был со стороны Мойки. Зимний сад (на его месте, после того как особняк был продан новым владельцам, построили еще один доходный дом) находился во двре.
Записи, сохранившиеся в дневниках дочери архитектора Елены, позволяют представить атмосферу этого места: «Входили в дом через зимний сад, и эффект был совсем очаровательный. Зимний сад был освещен, но местами листья бананов бросали гигантскую тень, и эта тень была какая-то таинственная, и таинственным казался шум падающих капель… Самая атмосфера нашего сада, какая-то особенная, приятно-теплая и растворенная запахом растений, имеет… неотразимую прелесть. Из сада входили в нашу любимую комнату, названную почему-то диванной; в ней всего два дивана, а то все стулья. Здесь прямо против широких дверей сада стоит театр, окаймленный легкой, грациозной аркой – предметом восхищения всех, и художников и не художников» (художники упомянуты здесь неспроста: в 1855–1862 годах в доме Штакеншнейдера находился знаменитый в Петербурге литературно-художественный салон, где собирались артисты, поэты, художники, писатели. Частыми гостями салона были Полонский, Бенедиктов, Гончаров, Достоевский, Тургенев, Айвазовский, Брюллов).
Садовый уголок в Малиновой гостиной Александровского дворца в Царском Селе. Такие уголки любила устраивать императрица Александра Федоровна.
Упоминания о зимних садах (или их уголках) попадаются в беллетристике прошлого века, так же как их "портреты" в изображениях петербургских интерьеров. Пышный зимний сад со стеклянной крышей виден на акварельном "Семейном портрете" Э. Гау, изображающем молодую мать с детьми в богатом интерьере; сад со множеством цветущих растений в особняке Юсуповых - на акварелях К. Кольмана (1831) и А.А. Редковского(1867).
Особняк Ф. К. Сан-Галли со стороны зимнего сада. Архитектор К.К.Рахау
На рубеже веков зимние сады стали непременным атрибутом богатых столичных особняков. Так, в особняке фабриканта Ф.К. Сан-Галли, построенном в 1889-1890гг. (Лиговский проспект,62), анфилада комнат заканчивалась зимним садом, что, по отзывам тогдашней прессы, производило "чарующее впечатление".
Один из наиболее известных примеров - сад в особняке известной балерины Матильды Кшесинской, в котором ныне помещается Музей политической истории России. На фасаде здания для зимнего сада был специально спроектирован большой застекленный эркер. Сохранились воспоминания одного из деятелей революции, занявших особняк в 1917 году, об украшавших сад громадных пальмах и деревянных трельяжных конструкциях, увитых зеленью.
Зимний сад в бывшем особняке М. Кшесинской . Фото Калмыкова А.Г. 2011г.
Зимние сады были не только в частных домах, но и в общественных зданиях - например, в доме Корсаковых (ставшим позднее Русским купеческим клубом, а ныне театром им. Ленсовета на Владимирском, 12). Особняк был очень красив внутри: анфилада роскошно убранных гостиных тянулась по бельэтажу: пунцовая, синяя, дубовая, парадные залы, столовая с зеркальными стенами и богатым лепным потолком. Такой же роскошный потолок был устроен и над обширным Бальным залом, в котором была и маленькая домашняя сценка, где давались милые домашние спектакли и выступали приезжие знаменитости.
А между столовой и бальным залом находился большой Зимний сад с экзотическими пальмами, лианами и прочими тропическими и субтропическими растениями. Он был отделан в виде грота, украшен чугунными колоннами и фонтаном, возле которого стояла мраморная статуя Наяды. К сожалению, красавец зимний сад не сохранился до наших дней. В 1930 году демонтировали фонтан, а при капитальном ремонте здания в 1939 году полностью изменился вид помещения, - оно превращается в большое белоколонное фойе со сводчатым потолком в псевдоготическом стиле.
Можно вспомнить и о саде, созданном в начале ХХ века на крыше Гранд-отеля "Европа" ( в нем находился ресторан "Крыша"). В повести "Петербургская дама" (1915) об этом саде упоминает писатель Б.К. Зайцев: "Павел Иванович прошел в зимний сад. Тут устроили подобие оранжереи с покатой стеклянной крышей, с цветами...Предполагалось, что здесь всегда лето".
В Петербурге мог бы быть ещё один зимний сад. В начале 1850-х гг. на участке между Фонтанкой и проездом к главным воротам Инженерного замка предполагалось построить здание, включавшее различные помещения увеселительного характера (клуб, ресторан, кафе); большая часть здания отводилась под огромный удлиненный зал с зимним садом. Проект сада был выполнен в 1851-52гг. архитектором Н.Л. Бенуа с применением тогдашней новинки - "железно-стеклянной архитектуры" (металлических конструкций для остекленных куполов). Внутренне "наполнение" сада должны были составлять пальмы и другие тропические растения, в том числе лианы, вьющиеся по стенам. Этот проект Бенуа не был реализован, как и проект всей застройки.
В послереволюционные годы зимние сады частично ушли в небытие, частично перекочевали в интерьеры общественных зданий - кинотеатров, домов культуры, санаториев - правда, в основном в виде скромных "зеленых уголков" и "зеленых гостиных". Хотя случалось и по-другому. Одной из первых раскрытых "кремлевских тайн" было опубликованное в 1963 году в журнале "Цветоводство" описание зимнего сада в Кремле. Он был создан в 1959 году и занимал площадь 320 квадратных метров. Его постоянными обитателями были крупные тропические и субтропические растения - пальмы, монмтеры, лавр камфорный, магнолии, пестролистные антуриумы и другие, а рядом с ними всегда присутствовали различные цветущие виды из специального сменного фонда. Были там и дорожки, и уютные уголки отдыха, и бассейн. Но это уже не Петербург...
Зимний сад в Доме ученых
А в Петербурге несколько осколков этой необычной реалии старого быта уцелели и до наших дней: зимний сад в бывшем дворце великого князя Владимира Александровича на Дворцовой набережной,26 (ныне Дом ученых), остатки зимних садов в бывшем особняке Кшесинской, в Аничковом дворце, в бывшем доме купца Форостовского (Васильевский остров, 4-я Линия,9), в бывшем особняке Половцова на Каменном острове.
Зимний сад здесь располагается в
обширной полуротонде с высокими, от пола до потолка, светлыми окнами. В саду находятся экзотические растения, а также коллекция скульптуры, среди которой особо следует отметить работу эстонского мастера А. Адамсона «Дамон» (1900).
Зимний сад в особняке Половцова на Каменном острове
Правда, в этих реликтовых уголках комнатная зелень ныне сильно изменила свой облик - нет ни высоких пальм, ни цветущих экзотических видов, древесные и кустарниковые кущи "тропического" облика уступили место лаконичным напольным композициям из более или менее обычных комнатных растений, только крупных размеров.
В зимнем саду Аничкова дворца интерьер был выдержан в стиле Людовика XVI. Зеленые растения помещались куртинами в четырех прямоугольных и трех полукруглых деревянных черных, с цинковыми вставками поддонах, оформленных бронзовыми решетками с золочеными деталями. В дни приемов и праздников из императорских оранжерей на Елагином острове сюда доставляли штамбовые розы в кадках. Пол был устлан темно-гранатового цвета бархатным ковром. На окнах – малиновые шторы с золоченой бахромой и кистями. Мебель золоченая в стиле Людовика XVI. В зимнем саду помещалась скульптура «Амур» работы Фальконе, две китайские вазы на пьедесталах, четыре торшера на высоких колоннах с бронзовыми золочеными украшениями, скульптурная группа «Мать с ребенком» и коллекция каменных изделий из уральских самоцветов на специальной этажерке с живописными медальонами.
Возрожденный зимний сад Мраморного дворца
В начале 2009 года в Мраморном дворце открылся после реставрации Зимний сад – зала на втором этаже здания, интерьеры которой были существенно изменены в советский период. На месте Зимнего сада ранее находился Висячий сад под открытым небом, созданный Антонио Ринальди, по проекту которого для Екатерины II был построен Мраморный дворец (1768-1785).
Архитектуру зала в 1846 г. полностью изменил Александр Брюллов, реконструировавший часть помещений дворца накануне свадьбы Великого князя Константина Николаевича и Великой княгини Александры Иосифовны. Зал был перекрыт кессонированным потолком, опирающимся на две чугунные колонны, а с южной стороны закрыт стеклянной стеной.
Вместо яблонь и вишен в саду-оранжерее были посажены экзотические растения, среди зелени установлены мраморные скульптуры, а в центре оборудован фонтан. Сад был соединен с цветником тремя открытыми арочными проемами. В период, когда здание занимал Музей Ленина, зал перестал быть садом: фонтан и декоративная зелень были убраны, у стеклянных дверей помещался монумент Ильича, а на стенах развешаны картины революционного содержания. После закрытия экспозиции помещение не использовалось.
Реставрация началась в 2005 г. В ходе реставрационных работ был воссоздан фонтан, выполненный скульптором П.Катоцци из белого мрамора по проекту Александра Брюллова в 1849 году; четыре торшера из уранового стекла с золоченой бронзой и большая трехстворчатая остекленная дверь, ведущая в Царскую комнату. Из коллекции Русского музея в зале установлены две скульптуры - «Неаполитанский рыбак, играющий на мандолине» (А.Бок, 1862) и «Амур, отпускающий мотылька» (М.Попов, 1872).
Кроме того, свое историческое место займут живописные панно Якова Дадонова, демонтированные в 1937 году. Панно были выкуплены у прежних владельцев и переданы Русскому музею. Восстановление комнатной зелени придало саду исторический вид.
Видеосюжет об открытии зимнего сада Мраморного дворца:
В 1895г. коллежский советник Николай Владимирович Спиридонов приобрел на Фурштатской улице, 58 небольшой земельный участок с деревянным одноэтажным домом, хозяйственными службами и садом, а затем превратил его в аристократический особняк. Архитектором особняка стал А.Н.Померанцев, знаменитый своими Торговыми рядами на Красной площади в Москве (ЦУМ). Ему принадлежит основная конструктивная идея особняка. А далее проектирование продолжил архитектор И.С. Китнер. Он придумал соорудить висячий зимний сад между домом и служебным флигелем. Общая площадь сада составила 80 квадратных метров.
После революции в доме разместились сначала детский дом, потом стоматологический институт, потом Ленинградское отделение Всероссийского общества культурных связей с зарубежными странами. В 1965 году в бывшем особняке Спиридонова открылся Дворец торжественной регистрации новорожденных "Малютка".
В 1983-84гг. в особняке были проведены реставрационные работы Научно-производственным объединением "Реставратор" , после которых залы и гостиные Дворца обрели свой первоначальный вид. Был воссоздан зимний сад, и сегодня посетители "Малютки" не только любуются прекрасными растениями, но и обязательно фотографируются на их фоне.
Одним из лучших зимних садов, созданных в Ленинграде в советское время, считается сад при дворце культуры им. Ленсовета: о нём писали, что он "по своей идее чуть-чуть (на грани воспоминания) перекликается с зимним садом Таврического дворца".
Возродится ли когда-нибудь в Петербурге искусство создания зимних садов - таких, какими они были в прошлые века, - покажет время.
По материалам книги Т.К. Горышиной "Зелёный мир старого Петербурга". Искусство-СПб, 2003г.
Пройдите в личный кабинет для его оплаты и получения книги.